+7 (495) 563-15-64
Наш адрес: г. Красногорск, ул. Ленина, 67а

Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в город Каширу

23 июль

22 июля состоялся традиционный Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Московскую епархию. В этом году Предстоятель Русской Православной Церкви посетил город Каширу.

У врат собора Преображения Господня бывшего Никитского женского монастыря города Каширы Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; губернатор Московской области А.Ю. Воробьев; председатель Московской областной думы И.Ю. Брынцалов; глава городского округа Кашира А.П. Спасский.

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Преображенском соборе.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископы Илиан (Востряков); Видновский Тихон; Серпуховской Роман; Зарайский Константин; Луховицкий Петр; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Егоров, секретарь Московского епархиального управления, настоятель Покровского собора на Оболони г. Киева протоиерей Николай Терещук; благочинные и духовенство Московской епархии.

На богослужении молились: губернатор Московской области А.Ю. Воробьев; вице-губернатор Московской области Н.С. Виртуозова, председатель Комитета Государственной думы по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель Московской областной думы И.Ю. Брынцалов; министр образования Московской области М.Б. Захарова; министр Московской области по социальным коммуникациям И.В. Плещева; первый заместитель председателя Московской областной думы Н.Ю. Чаплин; глава городского округа Кашира А.П. Спасский.

Богослужебные песнопения исполнял хор духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева.

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Для удобства верующих, не попавших в переполненный собор, богослужение транслировалось на большом экране, установленном на соборной площади.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Андрея Циркунова, выпускника аспирантуры Московской духовной академии, в сан иерея.

Проповедь по запричастном стихе произнес епископ Серпуховской Роман.

По окончании богослужения Святейшего Патриарха приветствовал митрополит Ювеналий:

«Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый Отец!

Каждый год, когда по традиции Вы совершаете Первосвятительский визит в Московскую епархию, мы чувствуем себя как на духовном суде, потому что перед Вашим взором открываются и дела наши, и слова. И я хотел бы честно сказать, что викарные епископы, благочинные, священнослужители и монашествующие едиными устами и единым сердцем прославляют Господа. Все мы выполняем Ваши указания о возрождении церковной жизни, которые поступают в Московскую епархию.

Особое место последние годы у нас занимает восстановление порушенных святынь. Благодаря тому, что сопредседателем Попечительского совета Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь является губернатор Московской области, не только духовенство, но и многие структуры Московской области и состоятельные люди оказывают реальную помощь в восстановлении святынь. Благодаря этому из руин уже подняты десять храмов, несколько десятков находятся в подготовке к освящению.

Для нас большой праздник и радость, что Вы сегодня совершили Божественную литургию в бывшем Никитском монастыре, который был одним из самых многочисленных в период его процветания. В 1915 году здесь подвизалось 250 монахинь и послушниц. Мы начали с того, чтобы вначале восстановить дом Божий. А за его пределами стоят в руинах помещения, которые мы еще не получили и которые не восстановлены. Но я думаю, что Вы помолитесь и Господь нам поможет в ближайшее время все сделать для того, чтобы здесь восстановить монашескую жизнь, чтобы, как и прежде, здесь теплилась молитва насельниц этого монастыря».

Митрополит Ювеналий преподнес Его Святейшеству икону Преображения Господня.

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем чтении из Первого послания апостола Павла к Коринфянам мы находим замечательные слова: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы… не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10). Неслучайно эти замечательные апостольские слова мы читаем именно в этом послании, потому что Коринф, процветающий античный город на перекрестке очень важных дорог, был центром притяжения для самых разных людей — с разными убеждениями, с разной культурой, с разным целеполаганием. Это был трудный город с точки зрения сохранения какого-либо общественного единства, и когда в Коринфе возникла первая христианская община, то влияние окружающей среды было настолько сильным, что и среди христиан возникли разделения. Коринф посещали многие из тех, кто проповедовал Христа, и потому коринфские христиане считали, что они должны называть себя учениками не Господа Иисуса Христа, а тех учителей, которые благовествовали им о Христе. И апостол Павел, так много сил положивший для просвещения коринфян, говорит в этом послании: «умоляю вас Господом нашим Иисусом Христом, сохраняйте единство в духе и единство в мыслях ваших». Великий завет апостола и сегодня имеет очень важное значение для всех нас.

Вообще, что такое единство? Господь создал каждого человека неповторимым. Абсолютно одинаковых людей нет — даже близнецы отличаются друг от друга, и даже если они внешне похожи, то по характеру часто очень различны. Господь создал наше многообразие как величайшую ценность. Трудно представить, что было бы, если бы все были одинаковыми. Наверное, это была бы очень тяжелая жизнь — мы были бы лишены возможностей для всестороннего развития и построения многоразличных человеческих обществ.

Но вместе с разнообразием в мир приходит и разделение, и мы знаем, как разделение часто наносит глубочайший урон. Наверное, самое ужасное разделение — это разделение в семье, когда разводятся супруги, когда дети остаются сиротами при живых родителях. Очень тяжелым является разделение между родителями и детьми, когда два поколения будто принадлежат к разным мирам, особенно сейчас, в наше время, когда молодежная массовая культура не является культурой для старшего поколения. Очень часто в семьях, которые должны были бы жить в единстве духа и мыслей, нет никакого единения, а отчуждение только возрастает. Мы знаем, как разделения проникают и в общественные организации и союзы, которые призваны объединять людей для достижения общих целей — профессиональных, социальных и даже общенациональных. Но и там существуют разделения, часто очень болезненные, опасные, сводящие на нет весь положительный смысл таких объединений.

Другими словами, человеческое многообразие несет в себе потенциал развития и одновременно потенциал разрушения, и, наверное, это очень хорошо понял апостол Павел, который, обращаясь к христианам Коринфа, где эти разделения были особенно ощутимы, написал пронзительные слова о необходимости иметь единство в духе и в мысли.

Что же такое единый дух? Дух, если вы откроете словарь Даля, — это то, что не имеет тела, это бестелесная, нематериальная субстанция. Это не молекулы, не атомы и не элементарные частицы. Это нечто, что не имеет материального носителя, и этот самый дух человеческий является отображением Божественного существа. Каждый человек создан по образу и подобию Божию, и первое, что по образу Божию создано, — это духовное начало человека. Очень важно, чтобы оно не разрушалось, — потому и нужно единство духа. А поскольку дух от Бога и никакой другой причины появления духа не существует, то не может быть ни жизни духа, ни единства духа, если нет обращения людей к Богу. Именно Бог объединяет человеческие души.

Очень важно, чтобы разные взгляды и философские убеждения не разрушали человеческое общение. Поэтому апостол Павел и говорит, что нужно соблюдать единство духа и единство мыслей. И если в основе первого лежит наша связь с Богом (ибо Бог есть онтологическое начало существования человеческого духа), то в отношении мыслей все куда сложнее, ведь мысли могут быть совершенно разные, противоречивые, вступающие в конфликт друг с другом. Как примирить людей, имеющих различные мысли? Это задача всегда стояла перед философами, перед правителями, перед всеми, кто управлял человеческими массами, и для ее решения предлагались разные способы. Некоторые предлагали определенные философские учения, следуя которым, люди должны были объединиться друг с другом, а власть строго наблюдала, чтобы так оно и было. Если же люди по каким-то причинам не могли принять эти философские взгляды и убеждения, а тем более объединиться на их основе, власть за это даже карала. Мы знаем, как в недавнем прошлом все мы должны были объединиться вокруг материалистических взглядов на мир, на человека, на общество. Совершенно очевидно, что множество людей этих взглядов не разделяло, но власть пыталась силой сохранить народную общность вокруг идеологии. Ничего не получилось, и это лишний раз свидетельствует о силе слов апостола Павла, что единство мыслей связано с единством духа, а единство духа только там, где людей объединяет вера в Источник духа — в Бога.

Вот платформа, на которой может формироваться единство мыслей, и доказательство тому — исторический опыт Церкви. Две тысячи лет! Какие только общественные формации не сменились! Какая только власть не существовала! Какие только этносы не брали верх, а потом уходили в небытие! Что только не происходило на культурной арене, — даже перечислить всего невозможно! И все это не работало на единство, а Церковь свое единство сохранила — Единая Святая Соборная Апостольская Церковь. Благодарим Бога за то, что мы, совершая Святую Евхаристию, сохраняем единство поверх всех существующих разделений.

Для того чтобы мысль была единой, должен быть единым дух, — эту заповедь апостола должны усвоить все: и руководители страны, и те, кто считает себя лидерами общественного мнения, кто пытается учить народ, как ему нужно жить. А если эту основополагающую заповедь не усвоить и на этой заповеди не построить человеческую общность, то успеха в объединении людей не будет.

Наш народ прошел через тяжелые исторические испытания, одним из которых была Великая Отечественная война. Я нередко об этом говорю, потому что храню в памяти свидетельства участников войны о том, как все было на самом деле, что означало подняться в атаку и идти навстречу огню. Все это еще в юности очень сильно поразило мое сознание. И я пытался понять, какой же силой люди поднимались и шли навстречу смерти. Один очень мужественный человек, Герой Советского Союза еще в моем отрочестве сказал мне: «В окопах не было безбожников — все мы поднимались и все призывали имя Божие. А те лозунги, которые звучали громогласно, не отражали нашего подлинного состояния души». Вот замечательный пример того, как в скорбях, пред лицом смерти люди становятся единым телом, объединяются единым духом. И ведь так может и должно происходить не только во времена кризисов, войн, особых переживаний, но и в мирное время.

Поэтому совершенно особая роль принадлежит Русской Православной Церкви. Церковь всегда объединяла народ — не как политическая или идеологическая сила, но как сила духовная. Церковь объединяла народ в общины, в центре которых была духовная жизнь. И единство нашей Церкви сохранилось, несмотря на страшные гонения, которые ее постигли в веке XX. И сегодня мы все должны молиться о том, чтобы возродилась сила духа нашего народа, чтобы вера православная стала той связующей силой, которая сильнее всяких идеологий, всякой дисциплины, всяких законов. Потому что верующий человек исполняет свой долг пред Богом, а этот долг предписывает сохранять единство духа в союзе мира.

И да поможет Господь всем нам, Отечеству нашему, Церкви нашей блюсти эту великую заповедь апостола, тем самым умножая силу нашего народа, который решает сегодня огромные задачи, но призван решить еще более сложные задачи на историческом пути, который ему предстоит пройти. Молитвами святых, в земле Русской просиявших, предстательством Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной да хранит Господь землю нашу, народ наш в единстве духа и в союзе мыслей! Аминь».

Святейший Владыка выразил благодарность митрополиту Ювеналию за усердные труды на благо Церкви. В дар храму Предстоятель передал Шуйско-Смоленскую икону Божией Матери.

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил также губернатора Московской области А.Ю. Воробьева за многолетнее содействие в укреплении духовной жизни в Московской области и вручил главе региона орден преподобного Серафима Саровского II степени.

Во внимание к помощи в строительстве храма святителя Василия Рязанского села Протекино Зарайского района Московской области первый заместитель председателя Московской областной думы Н.Ю. Чаплин был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени.

Всем участникам богослужения были вручены иконки Преображения Господня с Патриаршим благословением.

По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл посетил храм великомученика Никиты Готфского, расположенный рядом с Преображенским собором.

На торжественном приеме, посвященном Патриаршему визиту, митрополит Ювеналий предложил на благоусмотрение Святейшего Патриарха идею о том, чтобы следующий ежегодный визит Первосвятителя в Московскую епархию состоялся в ныне строящийся губернатором Московской области А.Ю. Воробьевым Никольский храм города Красногорска.

Никитский монастырь в Кашире был одним из крупнейших в Подмосковье. Согласно послужному списку за 1915 год, в обители проживало 249 монахинь и послушниц.

Деревянная церковь великомученика Никиты на месте будущего монастыря была построена в 1696 году каширскими купцами Нероновыми. Новый каменный Никитский храм был большей частью построен в 1823 году на средства купца Федора Руднева, достроен и освящен в 1855 году.

В 1843 году на средства Ф.И. Руднева при храме была открыта богадельня, которая в 1862 году была преобразована в женскую общину. В 1884 году она получила статус женского монастыря.

В 1890 году крестьяне трех деревень, расположенных на другом берегу Оки, обратились к игумении с просьбой открыть школу для местных детей. Школу открыли в 1891 году на том месте, где некогда находилась Соколова пустынь — мужской монастырь, упраздненный в XVIII веке. При монастыре действовало две школы — церковноприходская и живописи, а также больница для сестер.

Среди жертвователей на нужды монастыря были императоры Александр I и Николай II.

В годы советской власти обитель была разорена. Сначала монастырь преобразовали в трудовую артель, а в 1922 году окончательно закрыли. На монахинь и послушниц заводили уголовные дела, обвиняя их в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации. Церковное имущество было разграблено и уничтожено, святыни осквернены. На Преображенском соборе разрушили четыре из пяти барабанов с куполами, а внутри устроили склад «Заготзерна». Высокое крыльцо с папертью перестроили, превратив его в молокозавод. Опустошенную Никитскую церковь приспособили под клуб. Колокольню и ротонду церкви разобрали. После Великой Отечественной войны в Никитском храме организовали чулочно-носочную фабрику.

Преображенский храм был передан Церкви в 1998 году. Трудами общины была проведена большая работа по реставрации наружного облика храма. Здание Никитского храма долгое время было предметом имущественных споров; в июле 2007 года храм был выставлен на торги как складское помещение, дело дошло до суда, и в 2009 году Никитский храм был в итоге передан Церкви.

В 2015 году, по благословению митрополита Ювеналия, была принята благотворительная программа по восстановлению комплекса зданий бывшего Никитского монастыря.

Ансамбль бывшего Никитского монастыря города Каширы, в состав которого входят Преображенский собор и Никитский храм, был восстановлен в 2016-2018 годах благодаря деятельности Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь, при поддержке губернатора Московской области А.Ю. Воробьева и Правительства Московской области.

На момент начала восстановительных работ здания Преображенского собора и Никитского храма находились в аварийном состоянии.

Полномасштабные реставрационные мероприятия были начаты в апреле 2016 года. Перед реставраторами была поставлена задача полностью восстановить исторический облик комплекса Никитского монастыря.

24 июня 2018 года великое освящение Преображенского собора и Никитского храма города Каширы совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Центральный престол храма освящен в честь Преображения Господня; северный престол — в честь святителя Тихона, епископа Задонского, южный ― в честь Казанской иконы Божией Матери.

Наш адрес
143408, Красногорск Московской области, ул. Ленина, 67а